Статья 407 ГПК РФ. Судебные поручения

Текущая редакция ст. 407 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Суды в Российской Федерации исполняют переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и другие).

2. Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

3. Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Комментарий к статье 407 ГПК РФ

1. Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле и находящимся временно или постоянно за границей, с необходимостью получения свидетельских показаний от лица, проживающего вне зоны национальной судебной юрисдикции, с необходимостью осмотра вещественных доказательств по месту их нахождения и другими обстоятельствами.

Судебные поручения могут быть инициированы российскими судами либо могут быть переданы им на исполнение.

Поручения иностранных судов передаются российским судам не иначе как в порядке, предусмотренном федеральным законом или международным договором. В этом состоит новация настоящего Кодекса. Ранее в силу отсутствия иного указания в законе и по причине международных традиций поручения иностранного суда национальными судами, включая российские, исполнялись независимо от наличия международного договора. Без традиционно корректного и внимательного отношения к просьбам органов правосудия иностранных государств невозможно представить своевременное, добросовестное исполнение их поручений.

Вопросы, связанные с судебными поручениями, решаются в Конвенции от 15 ноября 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам* и Конвенции от 18 марта 1970 года о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам**, которые входят в собрание международных правовых актов Гаагской конференции. О вступлении в Гаагскую конференцию заявило Правительство РФ в своем постановлении от 13 ноября 2001 года N 784 "О вступлении Российской Федерации в Гаагскую конференцию по международному частному праву", поэтому следует ожидать присоединения Российской Федерации ко всем конвенциям.

_______________
Сборник международных договоров. Международная торговля. Международный гражданский процесс. М., 1999.

Международное частное право: сборник документов. М., 1997. С.737-744.

В рамках Гаагской конференции принято 35 конвенций, в том числе названные конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, о международном доступе к правосудию 1980 года, о международной юрисдикции и иностранных судебных решениях по гражданским и торговым делам (проект разрабатывается в настоящее время).

_______________
Сборник международных договоров. Международная торговля. Международный гражданский процесс.

Базовой является Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года*. Последующие конвенции взамен устаревающих норм содержат новые, более современные и детальные правила, направленные на совершенствование международного процесса.

_______________
СП СССР. 1957. N 20. Ст.145.

Например, с принятием Конвенции 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, а также Конвенции 1970 года о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам утрачивают действие соответственно ст. 1-7 и 8-16 Конвенции 1954 года по вопросам гражданского процесса.

Вручение документов по гражданским или торговым делам в соответствии с договоренностью участников Конвенции 1965 года может состояться несколькими способами.

Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи (ст. 10 Конвенции 1965 года о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам). Этот способ широко распространен в странах общего права и не используется в странах континентальной системы права. Поэтому названный способ вручения судебных документов может и не быть реализованным, если государство по месту нахождения адресата заявит возражения относительно его использования. Российская Федерация присоединилась к названной Конвенции 1965 года, не закрепляя за собой право на подобные возражения.

Во-вторых, вручение может осуществляться через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции РФ, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство), который аккумулирует их, а затем осуществляет распорядительные действия в отношении запросов и уведомлений, поступающих от компетентных органов и должностных лиц.

В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения, что не является традиционным способом установления международных контактов данного вида.

В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены как исключение через дипломатические учреждения.

Названный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Участники Конвенции могут устанавливать в локальных соглашениях и более упрощенные правила вручения судебных документов, особенно на приграничных (сопредельных) территориях с большой миграцией населения.

Участники Конвенции усматривают в соблюдении порядка вручения судебных документов возможность рассмотрения дела по существу и вынесения судебного решения, безусловные основания восстановления срока на подачу апелляции.

Поручения по условиям названных конвенций могут быть связаны только с процессуальной деятельностью судов. Если внутреннее право не относит к их компетенции заверение документов, то и в исполнении такого поручения должно быть отказано.

Судебное поручение передается для исполнения на языке запрашиваемого государства. При отсутствии этого требования в качестве обязательного оно может быть составлено на английском или французском языках. Если судебное поручение принято к исполнению на языке запрашивающего государства, то расходы по переводу могут быть возложены на запрашивающую сторону.

Судебные поручения могут направляться непосредственно в уполномоченный центральный орган запрашиваемого государства. Центральный орган запрашиваемого государства может определить полномочные территориальные органы, которым судебные поручения могут быть адресованы непосредственно.

Судебное поручение может быть не исполнено, если заявленный спор не является ни гражданским, ни торговым, поручение дано по инициативе не судебного органа, оно не содержит обязательных реквизитов, поручение не отнесено к компетенции судебных учреждений запрашиваемого государства, его исполнение может нанести ущерб государственному суверенитету и безопасности запрашиваемого государства.

Заявление о неисполнении судебного поручения может иметь место и при попытке получения материалов, которые в странах общего права связываются с досудебным раскрытием документов.

Во всех названных случаях запрашиваемая сторона обязана без промедления информировать запрашивающую сторону о препятствиях к исполнению переданного судебного поручения. Сообщение может быть направлено заинтересованным лицам без опосредующих государственных органов.

Судебные поручения сопровождаются необходимостью в максимальной информированности запрашивающей стороны об их исполнении. По просьбе запрашивающего государства ему могут быть сообщены сведения о месте и времени совершения запрашиваемых процессуальных действий, и такая информация может быть адресована непосредственно заинтересованным лицам. Участники Конвенции могут заключать между собой соглашения о присутствии при совершении процессуальных действий, направленных на исполнение судебного поручения, судебного персонала запрашивающей стороны.

При исполнении иностранного судебного поручения судебный орган руководствуется национальными нормами права, определяющими порядок совершения процессуальных действий. Если запрашивающая сторона выражает просьбу об исполнении судебного поручения с соблюдением особых форм, то они могут использоваться при выполнении процессуальных действий только в том случае, когда не противоречат национальному законодательству запрашиваемой стороны и ее судебной практике.

О полном или частичном неисполнении судебного поручения и в этом случае запрашивающая сторона уведомляется незамедлительно.

Объяснения сторон, равно как и показания свидетелей, по поручению иностранного суда фиксируются в известном и общепринятом в рамках отечественной правовой системы гражданском процессуальном порядке. При необходимости допроса свидетеля дополнительно уточняется, нет ли препятствий к получению информации, связанных с возможностью отказа от дачи показаний по мотивам наличия привилегий или служебного долга. Например, консульские должностные лица от руководителя учреждения до сотрудника обслуживающего персонала вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, если они имеют отношение к их служебной деятельности.

Проведение экспертизы на территории Российской Федерации может быть связано не только с наличием уникальных познаний наших специалистов в той или иной области знания, но и с нахождением на территории Российской Федерации объекта исследования. С этой же причиной связана необходимость осмотра вещественного доказательства на месте по поручению иностранного суда.

Традиционно поручения иностранных судов российскими судами, равно как и наоборот, исполняются бесплатно.

2. Законодатель указывает на два основания к отказу в исполнении поручения иностранного суда.

Первое связано с тем, что его поручение противоречит суверенитету или угрожает безопасности Российской Федерации. Такое основание в судебной практике встречается крайне редко. Оно может быть обусловлено ошибочным привлечением иностранным судом в качестве ответчика по делу лица, организации или государства, обладающих судебным иммунитетом. При таких обстоятельствах исполнение поручения иностранного суда о вручении им судебных извещений неактуально.

Второе основание к отказу в исполнении поручения иностранного суда может следовать из отсутствия необходимой компетенции у российского суда. Некомпетентность российского суда чаще всего определяется неподведомственностью ему дел той или иной категории. Национальным законом определена разная подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам (см. комментарий к ст. 22 ГПК). Не каждый суд общей юрисдикции правомочен исполнять поручения иностранного суда той или иной компетенции по заявленному поводу.

3. Все процессуальные действия, связанные с исполнением поручений иностранного суда, совершаются в том порядке, который установлен российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как правило, документы, подлежащие вручению адресатам на территории Российской Федерации, присылаются с переводом на русский язык, их вручение производится судом по месту жительства адресата в порядке, установленном российским гражданским процессуальным законом.

Исключения из общего правила могут быть связаны с передачей документов иностранного суда без перевода на русский язык в тех случаях, когда адресат не возражает против их получения на иностранном языке, а также с порядком вручения документов. Например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 года и Минская конвенция стран СНГ 1993 года указывают на то, что при исполнении поручения иностранного суда применяется национальное законодательство по месту исполнения судебного поручения. Если иностранный суд выразит просьбу о применении при исполнении судебного поручения процессуальных норм иностранного происхождения, то это возможно лишь при отсутствии противоречия между ними и процессуальными нормами национальной системы права.

4. Российские суды имеют те же основания для обращения за совершением отдельных процессуальных действий, что и иностранные.

При направлении российскими судами судебных поручений в адрес иностранных судов используются все четыре из числа названных порядка, включая пересылку судебных поручений от российских судов иностранным, и наоборот. Только в исключительных случаях судебные поручения могут направляться через Министерство иностранных дел РФ или в ином порядке, предусмотренном международным договором.

Многие судебные поручения направляются российскими судами на стадии подготовки дела к слушанию. В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для оформления, пересылки и исполнения судебных поручений иностранным судом. Поэтому при планировании судебного заседания необходимо ожидать ответ на судебное поручение с интервалом в несколько месяцев (около полугода), если стороны не имеют возможности прибегнуть к упрощенному порядку направления судебных поручений.

Порядок направления судебных поручений российскими судами иностранным судам, равно как и порядок исполнения судебных поручений иностранных судов российскими судами, ранее был определен в постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 года "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам"*, в Инструкции Министерства юстиции СССР от 28 февраля 1972 года "О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям"**. Разъяснения по этой группе вопросов в судебной практике давались нечасто, но они содержали новые знания в сравнении с нормативными правовыми актами, которые необходимы в практической деятельности (например, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 года, в редакции от 11 июля 1972 года, "О вопросах, связанных с выполнением судебными органами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам").

_______________
Ведомости СССР. 1988. N 26. Ст.428.

Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996.

Российская Федерация может использовать двусторонние договоры, предусматривающие исполнение судебных поручений (например, с США 1935 г., с Францией 1936 г., с Германией 1956 г., с Австрией 1970 г.), и международные конвенции, включая Минскую конвенцию от 22 января 1993 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам*, которые подробно определяют порядок пересылки документов, исполнения судебных поручений.

_______________
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст.1472.

Другие международные соглашения могут содержать общие правила направления и исполнения судебных поручений, что объясняется отсутствием необходимости в дублировании ранее установленных правил.

Если между правилами настоящей главы и международными договорами возникнут разногласия, то применяются правила международного договора.

Консультации и комментарии юристов по ст 407 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 407 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.