Статья 254 ГПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Текущая редакция ст. 254 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 254 ГПК РФ

1. Заявитель - это всегда лицо (физическое или юридическое), предполагающее, что ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) органа публичной власти или должностного лица нарушены его права, свободы, законные интересы. Например, органом государственной власти издан акт с нарушением компетенции и этим актом нарушены права органа местного самоуправления. В таком случае заявителем будет орган местного самоуправления.

С заявлением по делам данной категории в суд могут обратиться представители, наделенные полномочиями в соответствии с законом, в том числе в интересах несовершеннолетних могут обратиться их законные представители.

По основаниям, указанным в ст. 45 ГПК, в интересах заявителя в суд может обратиться прокурор. В порядке ст. 46 ГПК в защиту интересов других лиц от своего имени с заявлением в порядке главы 25 ГПК могут обратиться только лица в силу прямого указания закона.

Заявитель в заявлении указывает заинтересованное лицо, которое, по его мнению, допустило нарушение его прав, свобод, законных интересов.

Это орган публичной власти или должностное лицо, которое, по мнению заявителя, изданием ненормативного акта, решением, действием (бездействием) нарушило его права, свободы, законные интересы. Заявитель и заинтересованное лицо пользуются в процессе равными процессуальными правами и несут обязанности, установленные ГПК.

При определении подведомственности дел, рассматриваемых в порядке гл.25 ГПК, следует учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В нем, в частности, указано, что судам общей юрисдикции неподведомственны дела об оспаривании ненормативных актов, которыми нарушены права заявителя сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку они рассматриваются арбитражными судами в порядке гл.24 АПК.

_______________
БВС РФ. 2009. N 4.

Заявитель вправе по своему выбору избрать судебную или административную формы защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов.

При несогласии с решением вышестоящего органа, должностного лица или служащего, он вправе обратиться в суд. При этом в суде оспаривается не решение вышестоящего органа или должностного лица, а тот ненормативный акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы.

2. Дела данной категории рассматриваются в первой инстанции судами разного уровня, начиная с районного суда, с учетом их компетенции. Специально в комментируемой статье определена лишь родовая подсудность дел об отказе на выезд из Российской Федерации лиц, обладающих сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Правила о подсудности этих дел военным судам сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года (с изм. и доп.) "О военных судах Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 25 ГПК).

4. Право суда приостановить действие решения, которое оспаривается заявителем, до вступления решения суда в законную силу направлено на усиление гарантий своевременного восстановления нарушенных прав, свобод, законных интересов. Судья вправе вынести определение о приостановлении действия оспариваемого решения в стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в стадии судебного разбирательства до постановления судебного решения. В определении должны быть указаны мотивы, по которым суд приостанавливает действие оспариваемого решения, а также указание на то, что приостановление допускается до вступления решения в законную силу.

Такое процессуальное действие суда может рассматриваться как специфическая обеспечительная мера. Основанием для приостановления действия оспариваемого решения может быть как просьба заявителя, так и инициатива суда.

Консультации и комментарии юристов по ст 254 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 254 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.