Статья 252 ГПК РФ. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов

Текущая редакция ст. 252 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 252 ГПК РФ

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются и разрешаются судьями единолично по правилам искового производства с особенностями, установленными гл.23-24 ГПК и другими федеральными законами.

Суд должен известить заявителей, орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора о месте и времени судебного заседания.

При рассмотрении и разрешении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. В этом проявляется одна из процессуальных особенностей рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку при рассмотрении дел искового производства суд не вправе признать обязательной явку сторон в судебное заседание (ст. 167 ГПК).

2. Месячный срок (трехмесячный для Верховного Суда РФ), установленный для рассмотрения заявления, должен исчисляться со дня поступления заявления об оспаривании нормативного правового акта непосредственно в суд, поскольку в случае подачи заявления почтовой связью время его доставки в суд не входит в срок рассмотрения гражданского дела.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением (заявителей), представителей органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (заинтересованных лиц), и прокурора. Вместе с тем в зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление об оспаривании нормативного правового акта в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, если они извещены о времени и месте судебного разбирательства (см. также п.3 ст. 45 ГПК).

3. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов имеет ряд процессуальных особенностей, отличных от искового производства.

Так, при рассмотрении и разрешении указанных дел не применяются правила заочного производства, установленные гл.22 Кодекса (ч.2 ст. 246).

В отступление от сформулированного в ст. 56 Кодекса общего правила о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности, возлагается на орган, должностное лицо, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч.1 ст. 249).

Другая процессуальная особенность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов заключается в том, что по этим делам, как правило, не требуется установления конкретных обстоятельств дела, представления и исследования в этих целях доказательств. Задача суда сводится лишь к проверке соответствия оспариваемого нормативного акта другому нормативному правовому акту, имеющему юридическую силу.

Однако в тех случаях, когда оценка законности оспариваемого нормативного правового акта не может быть произведена судом без установления конкретных юридически значимых обстоятельств, в целях правильного разрешения дела суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (ч.2 ст. 249 ГПК).

ГПК не содержит нормы, запрещающей лицу, обратившемуся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, отказаться от своего требования, однако этот отказ не влечет за собой безусловного прекращения производства по делу.

Это объясняется тем, что вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер и является обязательным для всех лиц, как участвующих, так и не участвуюших в рассмотрении данного дела.

По этим же причинам признание требования заявителя органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Следовательно, по этим делам не может быть вынесено решение суда о признании нормативного правового акта недействующим только с указанием на то обстоятельство, что заинтересованное лицо признало требования заявителя (ч.4 ст. 198 ГПК), а также не может быть утверждено мировое соглашение.

При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен проверить его законность в полном объеме независимо от оснований и доводов заявленных требований.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта может быть подано в суд заинтересованным лицом в течение всего срока действия данного акта, поскольку отношения, возникающие в связи с принятием нормативного правового акта, являются длящимися (нормативные акты адресованы неопределенному кругу лиц и устанавливают правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение).

По сложившейся в судах общей юрисдикции практике в порядке гл.24 ГПК не могут быть оспорены нормативные правовые акты, которые утратили силу. Такая практика представляется правильной, поскольку целью заявителей является лишение оспариваемых нормативных актов юридической силы. С признанием нормативного правового акта утратившим силу указанная цель может считаться достигнутой. В том случае, если заявитель полагает, что в результате применения нормативного правового акта, утратившего силу, были нарушены его права, он вправе требовать их судебной защиты иными способами, указанными в статье 12 ГК. Например, поставить вопрос о неприменении судом нормативного правового акта, противоречащего закону, при рассмотрении дела о защите субъективного права заявителя.

Консультации и комментарии юристов по ст 252 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 252 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.