Статья 245 ГПК РФ. Дела, возникающие из публичных правоотношений

Текущая редакция ст. 245 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года - Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 245 ГПК РФ

1. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является одним из видов судопроизводства, представляющих собой особый порядок осуществления правосудия по гражданским делам. Совокупность гражданских процессуальных норм, содержащихся в подразделе III раздела II ГПК, конкретизирует применительно к компетенции судов общей юрисдикции конституционное положение, согласно которому решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст. 46 Конституции РФ).

2. По сравнению с делами искового производства дела, возникающие из публичных правоотношений, обладают значительной спецификой. При их рассмотрении и разрешении суд по заявлению заинтересованных лиц контролирует законность действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Спорное материальное право по таким делам входит в состав правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

Особенность предмета судебной защиты по ним состоит и в том, что права и обязанности участников публично-правовых отношений, как правило, непосредственно определяются законом или иным нормативным актом. В отличие от этого субъекты частноправовых отношений, которые становятся обычно предметом разбирательства по делам искового производства, свободны в установлении на основе договора своих прав и обязанностей.

При передаче публично-правового спора в суд его участники, несмотря на их неравенство в спорном материальном правоотношении, перед лицом суда становятся в процессуальном смысле юридически равноправными субъектами судопроизводства. Как и в исковом производстве, суд рассматривает возникшее дело с учетом диспозитивных начал гражданского процесса, на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Однако публично-правовой характер предмета судебной защиты по такому делу объективно требует определенного смещения целевой направленности судопроизводства с частного интереса заявителя в сторону обеспечения законности и правопорядка в соответствующей сфере общественной жизни. В судопроизводстве, порядок которого определяется законодательством, это проявляется в изменении обычного для искового производства соотношения процессуальных прав и обязанностей участников спорных отношений, ограничении действия принципа диспозитивности, более активной роли суда при установлении фактических обстоятельств дела.

3. Согласно ч.2 ст. 46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы не только решения и действия (или бездействие) органов публичной власти, их должностных лиц и служащих, но также решения и действия (или бездействия) общественных объединений. Однако рассмотрение дел об их оспаривании, как и дел об оспаривании решений и действий (бездействия) иных учреждений, предприятий, организаций и их объединений, осуществляется по правилам искового производства, как дел по спорам о защите субъективного права (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

_______________
БВС РФ. 2009. N 4.

4. Суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие из публичных правоотношений, если они федеральным законом не отнесены к подведомственности других судов (см. комментарий к ст. 22, 251 ГПК).

Так, арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если они связаны с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29 АПК). Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ГПК, дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых относится к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ст. 251 ГПК).

Арбитражные суды по правилам искового производства с особенностями, предусмотренными главой 25 АПК и федеральным законом об административных правонарушениях, рассматривает дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении указанных лиц и предпринимателей к административной ответственности. Для того чтобы две названные категории дел, возникающих из административных правоотношений, стали подведомственны арбитражному суду, необходимо прямое указание федерального закона (п.3 ч.1 ст. 29 АПК).

Такие же дела, возникающие из публичных правоотношений, если они не отнесены к подведомственности арбитражных судов (ст. 23.1, 30.1 КоАП), рассматриваются судами общей юрисдикции, но не в порядке, предусмотренном ГПК, по правилам производства по делам об административных правонарушениях, содержащимся в КоАП.

Консультации и комментарии юристов по ст 245 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 245 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.